Регистраторы данных рейса

Регистраторы данных рейса

Регистратор данных рейса – это устройство, которое сохраняет в себе все данные о передвижении судна. В том числе оно регистрирует сведения о командах и внешней обстановки. Также в функции РДР входит запись и сохранения всех полученных данных с возможностью последующего извлечения для анализа. Главная задача регистратора – расследование морских катастроф. Сейчас это обязательное устройство, которое должно быть на каждом судне. Данные требования прописаны в конвенции СОЛАС. Распространяются они на все грузовые и пассажирские суда, построенные с 1 июля 2002 года. Однако в некоторых случаях ставятся упрощенные регистраторы на более старые судна.

Зачем нужен регистратор данных рейса на судне

РДР на судне, по своей сути, это то же самое, что и «черный ящик» на самолете. Необходимость такого устройства зрела давно, ведь аварийных ситуаций на воде достаточно много. И, несмотря на множество современной техники, большинство причин аварий остаются непонятными. Объяснить это можно тем, что воссоздать все нюансы происшествия крайне сложно. Да, на борту есть множество самописцев, однако они не синхронизированы по времени. Часто единственным местом, где зафиксировано важное обстоятельство, остается вахтенный журнал, что не является достоверным источником. Именно поэтому долгое время обсуждался вопрос о разработке и внедрении автоматического регистратора данных рейса.

В связи с этим Международная электротехническая компания создала и внедрила стандарт МЭК 61996. Документ согласован с положениями СОЛАС, а также с Резолюцией А.861(20). Данный документ определяет требования к регистратору.

Требования

Самое главное это то, что регистратор данных рейса на судне обязан быть живучим, чтобы пережить любую катастрофу. Поэтому устройство должно обеспечивать сохранность всех данных. Сведения должны быть получены даже после воздействия таких факторов:

  • Удар – должен выдерживать нагрузку до 50 g при длине импульса 11 мс
  • Проникновение – при условии, что с высоты трех метров упадет стержень диаметром 10 см и весом 250 кг
  • Давление – после аварии в море судно может затонуть, поэтому РДР должен выдерживать давление воды в 60 МПа, что соответствует глубине в 6 км. Кроме этого устройство должно оставаться неповрежденным еще 30 дней, находясь под водой на уровне 300 см
  • Пожар – если температура 1000 градусов, то сведения должны сохраняться 60 минут, если же температура 260 градусов – 10 часов

Кроме этого запись не может останавливаться на 10 минут и более во время сохранения на основной носитель. Все данные должны храниться как минимум 12 часов после записи. Когда время выходит поверх старой информации может записываться новая.

Даже когда пропадает электропитание от аварийного источника, регистратор данных рейса должен продолжать записывать все звуковые сигналы на мостике. Для этого он должен быть обеспечен резервным источником питания, способным поддерживать работу устройства на протяжении 120 минут. Только спустя два часа любые записи могут прекратиться.